Полный абзац

Постоянная рубрика

ТЕХНИЧЕСКАЯ КОНОПЛЯ

Лет примерно двадцать назад в одном казахстанском поселке, прямо возле здания акимата я увидел большой куст конопли. И сразу понял, что поселок находится в упадке: конопляное масло здесь не делают и веревки не вьют. Но зато живут в поселке здоровые люди, потому что не курят!

Но что там какой-то поселок! Как пишет «Петропавловск news», конопля выросла на клумбах в городе Петропавловске! Что, представьте себе, очень удивило горожан. А некоторые из них даже знают, что за произрастание этого растения на земельном участке грозит ответственность.

Но все разъяснил руководитель ботанического сада Артур Рязапов. По его словам, конопля на клумбах не относится к запрещенным растениям.

«Это техническая конопля, семена которой вместе с землей попали в клумбы. Это растение не является наркотическим. Отличительными признаками являются узкие листья и маленький рост. У наркотической конопли листья мясистые, широкие. В царской России и в первые годы советской власти коноплю выращивали, как пшеницу, в полях», – сказал он.

Специалист отметил, что ранее коноплю широко использовали для получения волокна и масла семян. Конопляное волокно, например, служило для производства канатов, веревок, сетей и прочего.

А масло семян этого растения относится к легковысыхающим и используется в пищевых целях как диетический продукт, а также для изготовления красок и олифы.

Меня поначалу удивили столь обширные знания о конопле, но потом я вспомнил, что разъяснение дает не представитель акимата, а руководитель ботанического сада. Ему по должности положено знать.

Но вот знают ли в акимате города, какую именно коноплю выращивают на клумбах? И знают ли об этом в полиции? Видимо, знают, если не принимают никаких мер. А если и не знают, то тщательно следят за клумбами, чтобы задерживать страждущих и желающих перекурить и тем самым увеличить раскрываемость наркопреступлений. Возможно, эти клумбы – не только эффектная, но и эффективная приманка.

А корреспонденты издания отметили и другой факт: в Казахстане существует статья КоАП РК «Непринятие мер к уничтожению дикорастущей конопли».

Согласно положениям данной статьи, непринятие мер к уничтожению дикорастущей конопли на посевах сельскохозяйственных культур, в садах, виноградниках, питомниках и парках, на обочинах полей, оросительной и ирригационно-мелиоративных сетей, на полосах отчуждения шоссейных и железных дорог, на территории организаций, на земельных участках жителей городов, поселков и других населенных пунктов, а также на землях государственного лесного и водного фондов, государственного запаса и закрепленных за организациями после предписания влечет штраф на физических лиц в размере десяти, на субъектов малого предпринимательства или некоммерческие организации – в размере сорока, на субъектов среднего предпринимательства – в размере семидесяти, на субъектов крупного предпринимательства – в размере ста месячных расчетных показателей.

Но, видимо, наказывать никого не будут: техническая конопля – она и есть техническая, пусть растет потихоньку, радует местных жителей и удивляет иностранцев.

Есть, однако, вопрос: а если бы такую коноплю обнаружили у кого-нибудь на садовом участке? Смог бы он доказать, что конопля выросла сама по себе и не является наркотической?

 

ЕСТЬ СОМНЕНИЯ, ОДНАКО

Вы, наверное, сильно удивитесь или даже будете смеяться, но депутат мажилиса Юлия Кучинская на собрании фракции партии Amanat высказала сомнение в реальности официальных показателей по средней заработной плате. И тем самым подтвердила мои подозрения, что казахстанская статистика, грубо говоря и мягко выражаясь, несколько лукавит.

Как передает NUR.KZ, Юлия Кучинская отметила: чтобы составлять корректный план, важно опираться на реальные цифры и четко понимать ситуацию, в которой находимся.

«Но, если посмотреть на нашу статистику, то кажется, что мы живем просто в другом Казахстане. Средний уровень заработной платы – 340 тыс. тенге. Я, например, сильно сомневаюсь, что большая часть населения сегодня имеет такую заработную плату. В реальности она в 3-4 раза меньше у большей части населения. Относительно статистики по уровню безработицы – удивительно, но на протяжении десяти лет на уровень безработицы в Казахстане не влияют никакие факторы: ни пандемия, ни экономический кризис. Он у нас всегда стабильно от 4,6% до 5%», – заявила она.

В связи с этим она поинтересовалась у представителя Бюро национальной статистики, когда власти начнут опираться на реальную статистику и будут иметь модели, которые бы отражали реальную ситуацию в социально-экономическом положении страны?

Но руководитель Бюро нацстатистики Жандос Шаймарданов свое дело знает на «отлично», а потому в ответ заявил, что они рассчитывают заработную плату, исходя из информации, которую ежеквартально получают от предприятий.

По его словам, они получают несколько показателей, один их них – это фонд оплаты труда и количество занятых работников на предприятии.

«Заработную плату мы можем смотреть отдельно по предприятию и в разрезе регионов и отраслей. Это среднеарифметический показатель. На самом деле диапазон очень большой. Минимальную заработную плату, 70 тысяч тенге, у нас получает около 5-6% работников предприятий. На верхней границе, то есть топ-5 наиболее высокооплачиваемых работников, у них заработные платы начинаются от 565 тысяч тенге и выше. Есть и миллион, и два миллиона в месяц, и больше. Соответственно, когда мы смотрим эти диапазоны, мы рекомендуем повышение не только на среднеарифметическом уровне, но и медианном. По итогам первого квартала она составила 225 тысяч тенге. И вот эта разница между 340 и 225 тысяч тенге складывается из того, что есть работники, которые получают высокие зарплаты», – пояснил он.

По его словам, высокие зарплаты отмечены в горнодобывающем секторе, в нефтедобывающей промышленности. Здесь средняя зарплата составляет 766 тысяч тенге, что в 2,2 раза выше, чем в среднем по экономике.

В то же время в ряде других отраслей, например, в сельском хозяйстве, зарплаты намного ниже. По итогам первого квартала средняя заработная плата в сельском хозяйстве составила 179 тысяч тенге. Это в 1,5 раза ниже, чем в среднем по экономике.

Но Жандос Шаймарданов почему-то умолчал о том, что данные о зарплате берут только на крупных и средних предприятиях, а вот предприятия мелкие, не самые успешные, игнорируются.

И если бы он об этом сказал, то все встало бы на свои места. И депутат мажилиса Юлия Кучинская сразу бы все поняла: статистика никогда не врет, но всегда недоговаривает.

 

САМОЗАНЯТЫЕ ИЛИ ПРЕДПРИНИМАТЕЛИ?

Многие казахстанцы уже привыкли к тому, что имеется ЕСП – единый совокупный платеж. А некоторые самозанятые его даже платят!

Да и почему не заплатить? Суммы ведь невелика: всего 1 МРП для жителей города – 3 450 тенге. И при этом «три в одном»: тут тебе и подоходный налог, и пенсионные взносы, и медицинская страховка. Защищен со всех сторон. И, кстати, в 2022 году самозанятые казахстанцы выплатили почти 800 миллионов тенге.

Но, видимо, придется отвыкать. Как передает сайт телеканала КТК, в Казахстане задумались об отмене единого совокупного платежа. Вместо этого самозанятым предлагают регистрироваться в качестве ИП.

В общем, уже с 1 января репетиторы, мастера маникюра, няни вынуждены будут платить совсем другие суммы.

Корреспондентам телеканала удалось поговорить с казахстанкой Марией Ткаченко. Она уже восемь лет работает мастером по наращиванию ресниц, кабинет для этого Мария оборудовала в своем доме.

Домохозяйка рассказывает, в день успевает принимать по два человека. Ежемесячный доход не превышает 150 тысяч тенге. Но тем не менее она добросовестно перечисляет единый совокупный платеж, это 3 с половиной тысячи, чтобы без проблем пользоваться медицинской страховкой. Новость об отмене ЕСП вызвала у женщины негодование.

«Тех денег, которые я зарабатываю, и то, что я оплачиваю ЕСП, этого вполне достаточно. С каких денег? С каких заработков я могу платить больше? Получается, я тогда буду работать не для своей семьи, не для себя. Я буду работать для государства. В ответ что я получила от государства? Мне скидку на материал не дают. Мне рабочее место не дают», — возмущена Мария.

В Комитете госдоходов объясняют, срок действия ЕСП – всего пять лет. Теперь в ведомстве предлагают альтернативный налог.

«Те лица, которые по ЕСП работали ранее, они могут перейти на другой налоговый режим, то есть зарегистрироваться как ИП сначала. Очень легко зарегистрироваться как ИП. Это просто уведомительный характер носит. Можно выбрать налоговый режим на основе патента. Также можно выбрать специальный налоговый режим на основе мобильного приложения. По ним самые низкие ставки налогов. В настоящее время ставка налога – 1%», – объяснила официальный представитель КГД Айнур Сартаева.

Эксперты считают: налог в виде ЕСП выгоден для обычных казахстанцев, которые только начинают работать в сфере предпринимательства. Или, например, сдают квартиры. Некоторые самозанятые добровольно решили перечислять деньги, несмотря на невысокий доход.

«Если ЕСП уберут, то политически очень невыгодная ситуация получится. Кто-то им поверил, начал платить. А тут им говорят: «Слушай, ну все. Дело закончилось. Теперь переходи на регистрацию ИП, потому что мы знаем, ты точно предпринимательской деятельностью занимаешься», –считает налоговый эксперт Айдар Масатбаев.

Чиновники предлагают казахстанцам все-таки зарегистрироваться в качестве индивидуальных предпринимателей и оформить патент. Новоиспеченным бизнесменам придется выплачивать 1% от годового оборота.

Такую налоговую политику эксперты считают непродуманной. Специалисты уверены: самозанятые граждане, которые не отдавали государству процент, так и останутся в тени. Туда же могут устремиться и те, кто все эти годы добросовестно платил ЕСП.

Зато как новыми красками заиграет статистика! Число самозанятых (читай: неработающих) сократится в разы, а количество предпринимателей несколько возрастет.

И вот так без драки мы попадем в большие забияки.

Источники: «Петропавловск news», NUR.KZ, КТК

                                                                                                                         

 

Олег ПОЛИВОДА