Проблемы здравоохранения

БОЛЬничный вопрос

Как-то увидел я в Интернете интересное видео (уж не знаю, какого оно года): Елена Смирнова, главный врач больницы, город Дзержинский, на канале «Россия 1» заявила: «К сожалению, люди у нас умирают в больницах. Для этого больницы и существуют». А мы-то, грешные, наивно полагали, что больницы существуют для того, чтобы пациентов лечить. А вот врачи лучше знают, для чего они предназначены.

К счастью, этот сюжет не про нас. Я уверен, что в лисаковской больнице люди умирают крайне редко. Хотя бы потому, что не только на больничную койку, но как попасть на прием к врачу – большой вопрос. Можно даже сказать, БОЛЬничный вопрос.

Начнем с того, что в регистратуру, дабы записаться на прием, например, к терапевту, не дозвониться. Я пробовал интереса ради – не получается. Постоянно занято. Понятно, почему: звонят и другие – и не только ради интереса. У них, видимо, крайняя нужда.

Впрочем, в Лисаковске ходит легенда, что самые настойчивые иногда дозваниваются. Во всяком случае, одна моя знакомая утверждала, что дозвонилась. Причем, для этого ей пришлось потратить всего минут пятнадцать.

Но пользы от этого – ноль.

«В регистратуре мне ответили вежливо, здесь ничего плохого сказать не могу, – рассказывает она. – Передо мной извинились и сказали, что записи нет, все врачи заняты. «Что делать?» – спрашиваю. «Ничем помочь не можем, – отвечают. – Позвоните через два дня. Но на прием вы сможете попасть только на следующей неделе».

Вот хорошая, вроде, идея: предварительная запись! Придумали ее для того, чтобы не пришлось людям часами просиживать в коридоре, ругаться с другими пациентами из-за очереди. Назначили тебе, допустим, в 10.15, пришел в срок, побывал на приеме у врача и покинул поликлинику – может быть, и не совсем здоровый, но вполне довольный. Но в итоге все традиционно: хотели, как лучше, а получилось, как всегда.

Первая проблема уже понятна: тебе нужно срочно к врачу, а в ответ – «на следующей неделе». Но есть и вторая: в очереди сидеть все равно приходится – и порой немало. На прием одного пациента врачу отводится пятнадцать минут, но не всегда он может уложиться в эти минуты. В результате пациенты ждут и нервничают, что только добавляет неприятных ощущений. Ведь общеизвестно, что все болезни – от нервов. Один только сифилис от удовольствия.

Я, конечно, все прекрасно понимаю: в лисаковской больнице не хватает врачей. И приходится одному врачу трудиться за двоих, а то и за троих. И остальные пациенты это тоже понимают. Но что делать с этим пониманием, когда людям требуется реальная помощь? И зачастую – срочная, потому что сильно болит! Когда уж тут проявлять сочувствие к врачу, когда ты в таком состоянии, что сам нуждаешься в сочувствии?

Нас неоднократно пытались убедить, что с введением обязательного социального медицинского страхования все проблемы в одночасье будут решены. Будет фонд, будут в нем деньги – и врач сам прибежит к вам на помощь.

Вы верите в это? Я – нет! Создайте хоть десять фондов, а останется то же самое, что мы имеем сейчас: врач сам по себе, а больные – отдельно.

Тем более что обязательное страхование мы уже проходили. И кого оно сделало счастливым? Только одного человека! Того самого, кто все деньги украл!

К слову, подоспела еще одна новость, но уже для всего Казахстана: с 1 января 2019 года записаться на прием к врачу в поликлинику и попасть в стационар можно будет только с помощью информационной системы.

Вам радостно? Мне, в отличие от руководства министерства здравоохранения, не очень. Потому что у меня возникает вопрос: а что делать тем людям, которые не освоили информационные системы? Таковых – немало, и в основном это пожилые люди, которые чаще всего и болеют.

Вспомнился мне рассказ Антона Павловича Чехова «Скрипка Ротшильда». Мужчина привез к фельдшеру свою жену. Цитирую далее.

— М-да… Так… — медленно проговорил фельдшер и вздохнул. — Инфлуэнца, а может и горячка. Теперь по городу тиф ходит. Что ж? Старушка пожила, слава богу… Сколько ей?

— Да без года семьдесят, Максим Николаич.

— Что ж? Пожила старушка. Пора и честь знать.

— Оно, конечно, справедливо изволили заметить, Максим Николаич, — сказал Яков, улыбаясь из вежливости, — и чувствительно вас благодарим за вашу приятность, но позвольте вам выразиться, всякому насекомому жить хочется.

— Мало ли чего! — сказал фельдшер таким тоном, как будто от него зависело жить старухе или умереть.

С того времени, как утверждается, медицина сильно шагнула вперед. А такое ощущение, что она семимильными шагами идет назад. По крайней мере, фельдшер жену этого Якова принял и осмотрел. А что у нас?..

Как исправлять ситуацию? Я не знаю. Хотел узнать мнение руководства лисаковской больницы на сей счет, позвонил в приемную, но главного врача на месте не застал. Мне обещали перезвонить. И не перезвонили.

Может быть, это и есть ответ на мой вопрос?

Так что, уважаемые господа, наши больницы существуют не для того, чтобы в них умирали люди.

Умирать нужно дома.

Олег ПОЛИВОДА