С 50-летием, родная школа!

Средняя школа №3 открыла свои двери 1 сентября 1972 года

Первым директором школы был Иван Фомич ШАВВА, участник Великой Отечественной войны, учитель географии. Седовласый, интеллигентный, всегда в костюме, строгий, но с улыбкой.

Меня приняли в 7 «б» класс. Здесь я увидела своих одноклассников из первой и второй школ. Всего 7-х классов было четыре по 30-35 учеников в каждом. В новой школе была кабинетная система. И на все уроки мы ходили по кабинетам. Классным руководителем была Роза Александровна БУШ. Она приезжала к нам в город пять лет назад, и мы, кто живет в Лисаковске, встретились с ней, вспоминали учителей, одноклассников, наши интересные дела. Мы проводили пионерские сборы, потом комсомольские собрания, участвовали во всех мероприятиях, пели в вокальной группе, ездили с концертами в подшефную школу Белинского, участвовали в спортивных соревнованиях, особенно хорошо наши мальчики играли в баскетбол. До сих пор помню наш поход после 8 класса в п.Перелески, когда я впервые ела жареные грибы, которые собрали наши мальчишки, вкусную деревенскую сметану, которую принесли они же. Когда пошли домой, начался дождь, Роза Александровна стала останавливать на трассе машины, которые довезли нас до города.

После 8 класса многие наши ребята поступили в училища и техникумы, некоторые перешли в новую школу №4. Из четырех восьмых классов сформировали два девятых. У нас получился дружный класс, интересная комсомольская группа, в которой мне доверили вести «Дневник комсомольской группы», его потом подарили Розе Александровне. Летом после 9 класса мы работали месяц в Лисаковском объединенном трудовом отряде старшеклассников (ЛОТОС-75), копали траншеи на территории Аллеи труда, жили в общежитии 4-го микрорайона, питались в столовой и получили свою первую зарплату.

Мы – четвертый выпуск школы. В нашем 10 «б» было 28 человек, из них восемь мальчиков. Несмотря на то, что мы давно окончили школу, продолжаем общаться с одноклассниками и учителями. В г.Лисаковске и п.Октябрьском сегодня живут более десятка моих одноклассников. Сегодня с благодарностью вспоминаю своих учителей, которые учили нас с 7 по 10 класс.

Надира Сафовна ХАЛИЛОВА вела алгебру и геометрию. Для нас это были новые предметы, так как до этого мы учили математику. Надира Сафовна, по-моему, прирожденный математик. Самые трудные темы благодаря ей я понимала и с удовольствием решала все примеры по алгебре. Именно Надира Сафовна помогла мне полюбить геометрию. С какой радостью потом я доказывала теоремы! У нее были образные выражения. Например, она говорила моему однокласснику: «Я не могу открыть твою черепную коробку и вложить в нее знания!» Мне жаль, что она перешла в школу, которая открылась в 4-м микрорайоне.

Русский язык и литературу в 7 классе у нас вела Алла Андреевна ЛИХОШЕРСТ. Она учила меня и в 5-6-м классах во второй школе. Алла Андреевна строго следила за нашими осанками, а когда девочки обижали маленьких ростом мальчиков, она нам говорила: «Не обижайте их, это они сейчас маленькие, а за лето вырастут, и вы будете за ними бегать и искать их дружбы». В 8 классе эти предметы вела Раиса Дмитриевна БАЙГУТДИНОВА. С ней я стала писать стихи и умудрилась написать одно из сочинений в стихотворной форме. Алла Андреевна и Раиса Дмитриевна научили меня грамотно писать и говорить по-русски. В 9 и 10 классах эти уроки вела завуч, строгая Раиса Андреевна ПОПОВА. Потом, когда я стала работать в родной школе, узнала, что Раиса Андреевна обладает тонким чувством юмора, но с нами была очень строга, возможно, поэтому мы старались быть готовыми к каждому ее уроку. Благодаря этим учителям у меня появился интерес к сочинительству.

В нашем классе изучали немецкий и французский языки. Немецкий язык вела Роза Александровна БУШ. У меня был французский, который вела Тамара Сергеевна СЕЛЕЗНЕВА (Вагнер), самая молодая из наших учителей. На тот момент у нее было четыре года педагогического стажа. Сейчас Роза Александровна и Тамара Сергеевна живут в Германии.

Наша любимая учительница географии Лидия Дмитриевна ШАХАНСКАЯ. Мы все благодаря ей отлично знали географическую карту. На переменах в кабинете географии, а он был лучшим в городе и области, мы толпились у доски, где висела очередная карта, и находили нужные географические объекты. А как мы заполняли контурные карты! Надо было не только правильно, но и грамотно и красиво писать названия. Всему этому научила меня Лидия Дмитриевна. Потом мы с ней стали коллегами, я учила ее внуков, продолжаем общение и сейчас.

Тамара Григорьевна ТКАЧЕНКО в год открытия школы была завучем по внеклассной и внешкольной работе. У нас она вела историю. Меня сразу пленили ее строгий стиль одежды и спокойный голос. Интерес к истории появился у меня в 5-м классе, когда в новенькой школе №2 в кабинете истории я увидела пахнущую типографской краской лощенную карту Древней Греции. А встреча с Тамарой Григорьевной убедила меня, что самый лучший предмет – это история! А какой у нее твердый, четкий почерк. В школьные годы у меня был ее почерк, потом, став студенткой, я его испортила и сегодня пишу неразборчиво. С Тамарой Григорьевной, ее дочерью Светланой мы общаемся до сих пор.

Уроки химии вела Анастасия Михайловна КОНВИСАРОВА. Я любила уроки химии, особенно лабораторные работы, когда мы сами соединяли различные вещества и описывали результаты, делали выводы. У нас были и химические вечера. Старшеклассники рассказывали о необычных свойствах обычных вещей, показывали интересные опыты, в кабинете стоял особенный запах, когда происходили реакции в результате смешения различных химических элементов.

В 7 классе уроки физики вел Геннадий Дмитриевич ГАБУН. Это были такие яркие уроки! Один голос Геннадия Дмитриевича чего стоил! Он интересно рассказывал, показывал опыты, мы с ним проводили лабораторные работы, соединяли в нужной последовательности провода, замыкали цепь, и у нас загоралась лампочка или не загоралась, искали ошибку и находили. Сама личность Геннадия Дмитриевича вызывала огромный интерес. Затем его сменила Людмила Николаевна ПОМАЗАН. Ее уроки имели другой характер, но физика оставалась заманчивой. Небольшого роста, с живыми карими глазами, она открыла нам физику нового уровня. Помню, как она организовала нам экскурсию в промзону. А еще у нас в 10 классе была астрономия и вместе с Людмилой Николаевной мы смотрели на звезды. Сейчас Людмила Николаевна живет в России.

Один из моих любимых уроков – биология. Вела его Софья Андреевна ДОВБНЯ. Добрейшей души человек. Она часто спрашивала ребят по желанию и мы, подготовившись по определенной теме, поднимали руки и радовали ее и себя хорошими оценками. Почему-то особенно запомнились уроки общей биологии в старших классах и аквариум с рыбками-гуппи.

С радостью ходила на уроки физкультуры.Особенно нравились занятия по гимнастике и баскетболу, которые вел Владимир Алексеевич СОРОКИН. Он еще был и первым военным руководителем школы. А у нас в начальную военную подготовку вел молодой учитель Валерий Иванович ЗОРИН. Мы все учили воинский устав, разбирали и собирали автомат Калашникова, ходили строем. Было здорово!

Так получилось, что труды у девочек и у мальчиков нашей параллели вели учителя-мужчины: слесарное и столярное дело. Мы имели дело с металлом и деревом, работали на станках. А в 9 и 10 классах изучали машиноведение – большинство моих одноклассников с аттестатом о среднем образовании получили удостоверения водителей. Вел этот предмет Александр Федорович БАТЯН. В кабинете на первом этаже стоял мотор, на стенах висели плакаты с правилами дорожного движения, макеты улиц. А на практику мы выезжали в степь, в кузове грузовой ГАЗ-53.

Школьные годы для меня неразрывно связаны с учителями. Именно их отношение к нам определили мой выбор – я стала учителем.

Моей школе 50 лет. Сейчас она учит других детей и стала местом обучения первых студентов нашего города. Пусть и для них она будет любимой и даст им достойный старт во взрослую жизнь.

 

Мария БАЯХМЕТОВА, учитель,

выпускница СШ №3 1976 года