Саптама

Старинная реликвия

Рассказ о музейных ценностях

 

Во второй половине XIX – начале XX веков мужская обувь у казахов состояла из мягких бескаблучных мəсi, на которые при выходе из дома надевали калоши (кебiс), и кожаных сапог (етiк). Наиболее характерной обувью у казахов были кожаные сапоги.

Обувь сшивали жилами (тарамыс), получаемыми из сухожилий ног лошади или крупного рогатого скота. Их вымачивали в воде, просушивали, затем разбивали для мягкости деревянной колотушкой; после этого из них свивали нитки. Подошву делали двойной, обязательно из кожи крупного скота, причем для твердости обычно вкладывали прокладки из березовой коры.

Сапоги различались по сезонам года. Зимние сапоги отличались высотой и шириной, голенища их особенно резко расширялись вверху, а спереди были даже выше, прикрывая колени (саптама етiк, дəу етiк, байпак етiк). Такая ширина была необходима, так как зимой сапоги надевали поверх войлочных чулок (байтаба, киiз байпак). Обычно же их носили с матерчатыми портянками (шулгау).

Для войлочных чулок катали специальный тонкий, мягкий, белый или коричневый войлок; каждый чулок кроили из цельного куска и сшивали одним швом вдоль подошвы и голенища. Войлочные чулки (киiз байпак) закрывали ногу почти до паха; они на 10-15 см, иногда и больше, выступали из сапог. Верх их обычно обшивался хлопчатобумажной материей темного цвета (кемкеру). Такие войлочные чулки – характерная часть обуви скотоводов-кочевников.

 

Оксана ИСКАКОВА,

экскурсовод Лисаковского музея истории и культуры

Верхнего Притоболья

Фото предоставлено музеем