STEM-технология в детских садах

Новая ступень в дошкольном образовании

Современный детский сад – это место, где ребенок получает опыт эмоционально–практического взаимодействия с взрослыми и сверстниками в наиболее значимых для его развития сферах жизни.

Мир насыщенный новейшими переменами направляет воспитывать детей, находя новые подходы в системе образования, внедряя современные тренды инновационных технологий.

В наше время, когда чуть ли не каждый день появляются новые изобретения, гаджеты, научные открытия, справиться с возрастающим потоком информации сможет тот, кто умеет ее перерабатывать, отсеивать лишнее и усваивать нужное. Логические навыки, знание времени и пространства необходимы современному человеку, чтобы быть всегда в курсе нового и интересного. Усваивать и перерабатывать информацию, выделять главное, строить логические связи помогают детям логико-познавательные навыки.

Мы в своей работе используем одну из разновидностей STEM — технологии«Экспериментирование с живой и неживой природой». Основной целью данной технологии является формирование представлений об окружающем мире в опытно-экспериментальной деятельности и осознание единства всего живого в процессе наглядно-чувственного восприятия.

Объясняя ту или иную тему занятия, в работе с детьми применяется большое разнообразие форм и методов, доступных определенному возрасту детей. Это наглядный, демонстрационный, аудио-видео материал,игры.

В нашей группе имеется лаборатория «Почемучки»,которая представлена многообразием коллекций (грунт, камни, семена). В ней находится материал, для осуществления опытной деятельности: лупы, мензурки, колбы, губки, трубочки, термометры, мерные стаканчики, лейки.Собраны картотеки опытов и экспериментов. Наши маленькие «почемучки» превращаются в любознательных испытателей, проводят несложные опыты, определяют свойства различных природных материалов. Дети испытывают восторг от непосредственного участия в предметной деятельности.

Например, проводя занятие по основам безопасного поведения «Органы пищеварения» знакомство ребенка с данной темой трудно представить без исследовательской деятельности. Ребенку 5-6 лет сложно понять, что происходит внутри человеческого организма. Что такое пищевод, желудок и как может пища, оказавшись в организме перевариться и принести какую-то пользу здоровью.

Используя колбы, воду, краситель, растительное масло, шипучие таблетки – можно наглядно показать, что происходит в организме человека, когда он употребляет пищу.

Внедрение STEM — технологии дает возможность детям самим определять для себя интересную задачу, выбирать методы и составлять алгоритм ее решения. Так в подготовительной к школе группе было проведенопознавательно-исследовательское занятие «Каменный век. Свойства камня», целью которого было закрепить и уточнить представления о камнях и их свойствах. На занятии дошкольники проявляли самостоятельность в выборе способа и необходимого материала, высказывали свои суждения и предположения. Выполнение простых опытов и участие в играх-экспериментах помогли каждому ребенку не просто ознакомиться со свойствами камня, но и самостоятельно их доказать.

У детей впечатления от увиденного остаются на всю жизнь, так как они не просто слушали рассказ взрослого, а сами лично наблюдали процесс, участвовали в нем, эмоционально переживали, строили предположения, видели результат. У ребенка раскрывается желание рассказать об увиденном, вследствие чего у него развивается речь, логическое мышление и воображение.

Применяя современные технологии для развития наших детей, мы хотим видеть их такими: овладевшими основными культурными способами деятельности, обладающих установкой положительного отношения к миру, развитым воображением, умеющих выражать свои мысли, любознательных, а главное счастливыми.

 

Чернявская И.В., Косаткина Ю.Ю.,

воспитатели группы «Айгөлек» ясли-сада «Болашак»