Теперь дороже

О стоимости проезда на дачи

Олег ПОЛИВОДА

Фото из интернета

 

На заседании общественного совета решался вопрос повышения стоимости проезда на дачи. Повысить ее предлагалось на 50 тенге – со 150 до 200.

Сумма, казалось бы, незначительная: что такое 50 тенге по нынешним временам? Но ведь ехать надо не только туда, но и обратно. Если же едут два члена семьи (а очень часто люди именно так и ездят), то уже выходит на 200 тенге больше, чем в прошлом году. В сутки. А ездить приходится несколько раз в неделю…

«Вопрос очень серьезный, и единолично его решать мы посчитали неправильным», – сказал аким Лисаковска Абай ИБРАЕВ, присутствовавший на этом заседании.

Затем индивидуальный предприниматель Михаил КИНЕВ, который осуществляет перевозки по маршруту «Город – Сады», объяснил причины такого повышения.

По его словам, возросли цены на ГСМ, запчасти, обслуживание, аренду боксов, а также на ежедневное техническое и санитарное освидетельствование автобусов.

Кроме того, почти все автобусы, работающие на маршруте, из Рудного, а потому надо платить за проживание и питание водителей.

Михаил КИНЕВ заявил, что доходы перевозчиков невелики: автобусы переполнены только в «час пик», а в остальное время в них едут 15-20 человек, что, естественно, не приносит большой прибыли. А после дождей пассажиров еще меньше, но при этом количество рейсов перевозчик снижать не вправе. В этом случае лишь один автобус сразу идет и на «Сады-1», и на «Сады-2».

Он добавил, что маршрут на «Сады-2» вообще убыточный, а потому водители, чтобы заработать деньги, вынуждены постоянно меняться маршрутами.

Но, как сказал Михаил КИНЕВ, если сейчас позволят повысить цену, то осенью можно будет произвести ремонты автобусов и приобрести запасы ГСМ – и в следующем году цену повышать не придется. А вот через два года – очередное повышение.

Абай ИБРАЕВ предложил повысить цену не до 200, а до 180 тенге, на что Михаил КИНЕВ ответил: «Мы народ уже подготовили, люди согласны на 200 тенге. А если мы повысим цену лишь до 180, то сработаем вхолостую».

Его поддержал председатель общественного совета Игорь НЕЯВКО, сказавший, что вскоре ожидается повышение цен на ГСМ, а потому расчеты, предоставленные перевозчиком, уже некорректны. Может так оказаться, что и 200 тенге будет мало.

«Но и выше поднимать цену на проезд нельзя», – подчеркнул Игорь НЕЯВКО.

Повышать цену всегда неприятно, но Абай ИБРАЕВ отметил, что городские власти оказывают помощь садоводам. Так, на баланс отдела ЖКХ передана насосная садоводческого общества «Урожайное-2», и из городского бюджета уже выделено более 13 млн тенге на ее ремонт. А на баланс ГКП ПХО «Лисаковскгоркоммунэнерго» – электрическая подстанция этого же общества. Так что часть затрат с садоводов удалось снять.

Хотели еще взять на баланс водопровод, но, по словам акима, там слишком большие затраты. Если заниматься еще и водопроводом в садоводческом обществе, то не будет возможности ремонтировать инженерные сети в городе.

«Тем не менее, часть своих обещаний мы выполнили», – подчеркнул Абай ИБРАЕВ.

На заседании зашла речь о необходимости признать эти маршруты социально-значимыми, и тогда цену повышать не придется – все убытки перевозчиков будут компенсироваться из городского бюджета. Как сказал Абай ИБРАЕВ, именно такая система действует в Костанае: реальная стоимость проезда по городу превышает 300 тенге, а пассажиры платят 100, остальные же затраты ложатся на городской бюджет.

Абай ИБРАЕВ напомнил, что и лисаковскому перевозчику на «Сады» такая система предлагалась еще в 2021 году, но он от нее отказался. А в этом году уже опоздали: необходимо провести хронометраж, сделать расчеты, потом подать заявку на утверждение в областной маслихат, а на это уйдет несколько месяцев. А там и дачный сезон закончится.

Но Михаил КИНЕВ объяснил, почему он тогда отказался: «Мы побоялись, потому что никогда с этим не сталкивались. Да и свою бухгалтерию надо заводить».

Теперь он не возразил против такой системы, а потому на общественном совете была дана рекомендация местной исполнительной власти: проработать вопрос субсидирования этих маршрутов. Если решение о субсидировании будет принято, то, возможно, в следующем году опять можно вернуться к прежней цене за проезд на дачи – 150 тенге.

Подводя итоги, Абай ИБРАЕВ сказал, что повышение цены – это всегда и повышение социальной напряженности в обществе. Но в данном случае избежать этого нельзя, иначе перевозчик, неся убытки, вообще может уйти с маршрута. И тогда люди, у которых нет собственного транспорта, просто не смогут ездить на дачи.

В итоге члены общественного совета предложение перевозчика поднять цену до 200 тенге утвердили.