Учебный год: продлить нельзя оставить

Где поставить запятую?

Максим СУШКО

Фото автора

 

ДИАЛОГ В ОТДЕЛЕ ОБРАЗОВАНИЯ

24 августа активисты Союза родителей организовали встречу в кабинете руководителя отдела образования г.Лисаковска с целью донести информацию о неправомерности продления учебного года для детей до конца мая. В диалоге участвовали руководитель отдела образования Елена БУРДЫКА, депутаты городского маслихата Кульзада МУХАМАДИЕВА, Александр ЩЕТИНА и Бердынбек ХАЙРАТ, а также представители СМИ.

Азамат КАРИМОВ и представитель Союза родителей Алена НУРЛЫБАЕВА зачитывали различные документы: «Продление учебного года до 31 мая не особо эффективно – за короткий срок ничего нового дети не успеют усвоить. Казахстан находится на 79 месте по уровню образования». Алена Олеговна говорила, что в странах Европы учебный год максимум 195 дней, в Казахстане теперь 204. Алена НУРЛЫБАЕВА настаивала, что продление учебного года негативно скажется на психологическом состоянии учащихся. «Когда документ обсуждался в интернете, 222 комментария было негативным, то есть родители против, а их мнение во внимание не приняли».

Елена БУРДЫКА сразу сообщила, что решение о продлении учебного года принято, собрания в лисаковских школах по этому вопросу проводились, были выслушаны различные мнения. Основной плюс продления учебного года – переход на 5-дневную учебную неделю.

Алена Олеговна делала постоянно отсылку на образование советского периода, в то время, когда учились они: «Давайте отменим современную систему и вернем прежнее, советское образование».

Елена Александровна назвала такой возврат некорректным: «Система образования – мобильная, идет в ногу со временем, должно соответствовать тому периоду, в котором учатся дети. Образование не может быть статичным, оно должно быть современным. Время другое, надо идти вперед, чтобы мы не оставались в исследованиях на последних местах. Сейчас наша страна на 79 месте, но это задел к стремлению к мировым стандартам. С тем образованием мы не добьемся грамотных специалистов, система образования должна поспевать за технологиями, за детьми».

Праздника Последний звонка детей не лишат – он будет не 25, а 31 мая. «Надо больше говорить о детях, о их успехах, их победах – они конкурентоспособные», – подчеркнула Елена БУРДЫКА.

Несколько раз звучал вопрос из уст руководителя отдела образования о целях организованной встречи. В ответ прозвучало: «Мы хотим, чтоб вы услышали родителей, провели честные опросы, собрания». И Елена БУРДЫКА постоянно подчеркивала, что лисаковские школьники доказывают, что они хотят учиться, могут это делать, прекрасно совмещают учебу со спортом, творчеством – они целеустремленные, амбициозные, это надо прививать – самосовершенствование.

Азамат КАРИМОВ хотел, чтобы на местном уровне провели опрос, анкетирование, но, по словам Елены Александровны, подобные изучения должны проводиться на республиканском уровне, так как Министерство просвещения является автором документа.

Также Азамат КАРИМОВ настаивал на том, что работники образования не должны вмешиваться в воспитание детей. Хотя все присутствующие в ответ сказали единогласно: среди функций образования обязательно значится и воспитание – в том числе патриотическое, гражданское, отношение к старшим. «У нас в стандарте прописано воспитание детей мировым ценностям», – отметила Елена БУРДЫКА.

В диалог вступила Инна ШАМСУТДИНОВА: «Образование – это процесс, в первую очередь, воспитательный, и говорить, что учителя не должны воспитывать ученика, это в корне неверно».

Говорить о том, что 222 комментария было негативных под обсуждением проекта о продлении учебного года, это в сравнении с численностью родителей страны ничтожно мало.

Депутат маслихата Бердынбек ХАЙРАТ, называя плюсы нововведения, отметил пятидневку: «Теперь проще детям участвовать в соревнованиях. Мои воспитанники и до этого прекрасно совмещали учебу и спорт, теперь это можно будет сделать еще проще».

Азамат КАРИМОВ интересовался, есть ли в горОО результаты каких-либо исследований, как скажется продление учебного года на детях?

Депутат маслихата Кульзада МУХАМАДИЕВА поделилась своими наблюдениями как педагога: «Главное – желание ребенка. Если он хочет – он будет и учить языки, и осваивать другие предметы, и посещать кружки и секции. И дополнительные 5 дней не скажутся на его психологическом состоянии. И спрашивать сейчас ребенка – бессмысленно. Конечно, каждый школьник захочет, как можно раньше завершить учебу».

Азамат КАРИМОВ ссылался на то, что на портале egov.kz было 450 комментариев по обсуждению проекта приказа о продлении учебного года. И все негативного характера. Собравшиеся в кабинете руководителя отдела образования сошлись во мнении, что 450 комментариев в разрезе страны – это капля в море.

«Опросы и лайки, дизлайки реальную картину не показывают», – отметила Елена БУРДЫКА.

Говоря о качестве образования, Елена Александровна напомнила, что оно в Лисаковске на уровне, на каникулах ученики, не до конца освоившие программу, приходят к учителям, подтягивают знания. «Сейчас принят комплекс мер, чтобы разгрузить ученика, чтобы через время увидеть результат. Ведь образование – это долгосрочное вложение», – сказала Елена БУРДЫКА.

Азамат и Алена настаивали, что родители все равно против, а их мнение не учли: «Почему с регионов не доносят мнение до правительства, что родители не поддерживают продление учебного года. Наша встреча ничего не даст, пока на местах не начнут действовать».

И образование на местах (в Лисаковске) действует: у нас созданы все условия для того, что ребенок развивался. Даже уже учтены новшества этого учебного года: для того, чтобы ученики начальных классов удобно переодевались на урок физкультуры, приобретаются индивидуальные шкафчики для мальчиков и девочек.

Диалог в отделе образования Елена БУРДЫКА назвала конструктивным: «Я рада услышать критику, разговор держит нас в тонусе, но обсуждение должно быть местных проблем, которые мы бы могли решить на местном уровне».

Участники встречи в ее завершение пришли к тому, что инициаторы встречи (Азамат и Алена) напишут обоснованный запрос, письмо-обращение и оставят его в ЛФ партии «Amanat», только после заявления депутаты рассмотрят этот вопрос. Хотя депутат Кульзада МУХАМАДИЕВА отметила, что депутатский корпус за продление учебного года.

Между тем, 1 сентября в школах запретили использование воздушных шаров на празднике Дня знаний из экологических соображений.

Торжественные линейки в лисаковских школах проходят 1 сентября в 10 часов утра. За парты в Лисаковске село 4147 учеников, из которых 523 — первоклассники. В 11 часов прошли классные часы.

 

НА УРОВНЕ РЕСПУБЛИКИ

Представители экспертного сообщества и Союза родителей высказались о недавних нововведениях в продолжительности учебного года, передает корреспондент Tengrinews.kz.

Президент Казахской лиги экспертов образования Гульнара АБИШЕВА отметила, что аргументация Министерства просвещения касательно продления учебного года до конца мая с приведением опыта европейских стран является натянутой, так как не учитывает наши особенности и условия. По ее словам, в этих странах нет двухсменных школ и переполненных классов с 40 учениками. Кроме того, необходимо учитывать климатические условия на юге страны, когда в конце мая в Шымкенте, Таразе и Кызылорде температура воздуха может подниматься до 40 градусов, а большинство школ не оборудованы кондиционерами. В таком случае ученики в школе будут мучиться от жары.

«Нужно не увеличение числа учебных недель, а более рациональное использование имеющегося у нас времени. В прошлом мы всегда использовали это время неправильно. К примеру, в сентябре практически два месяца у школьников пропадает, потому что еще нет расписания и не распределена нагрузка учителей. Пока устанавливается рабочее расписание, у учеников часто не бывает уроков. Так же и в мае: школьники фактически занимаются только до 9 мая. После этого во многих классах они просто просиживают часы, ожидая, когда уже наступит 24 мая. Забирать дни от осенних и зимних каникул плохо, потому что за эти дни ученики с родителями могут не успеть съездить куда-нибудь на отдых. На это просто не хватит времени. Если правильно организовать учебно-воспитательный процесс, то не будет необходимости в сокращении каникул», – добавила Гульнара АБИШЕВА.

Эксперт отмечает, что одним из главных аргументов в пользу увеличения учебного года в министерстве называют внедрение пятидневки во всех школах. Однако, по ее словам, это вызовет проблемы при выполнении типовых учебных планов (ТУП). Фактически десять дополнительных учебных дней должны компенсировать 36 суббот, которые хотят освободить от уроков. Чтобы не потерять в учебной программе, директорам школ придется выбирать между полным и сокращенным учебным планом.

«Если они выберут полный ТУП, то по нему, к примеру, у девятиклассников должно быть 33 часа в неделю, не считая четырех часов факультативов. Чтобы уложиться в пятидневку, в день у них должно быть по 8-10 уроков. Таким образом, занятия продлятся до 14.30, а во многих школах в это время уже должна учиться вторая смена. Чтобы уложить расписание в две смены, придется перейти на сокращенный вариант ТУП, а это всего 24 часа в неделю. Однако в этом случае в 9-м классе останется всего по одному часу математики, физики, географии и других предметов в неделю. Таким образом, это отразится на качестве обучения, и, кроме того, значительно уменьшится нагрузка учителей, от размеров которой зависит их зарплата», – отметила глава ассоциации экспертов образования.

Гульнар АБИШЕВА отметила, что само по себе продление учебного года не даст никаких качественных изменений в обучении. Для этого министерству и его региональным структурам необходимо было продумать, как эти дополнительные часы использовать. Они должны были дать школам календарно-тематические планы.

«В школах должны знать, на какие именно темы нужны дополнительные занятия. Как их раскидать по предметам. В старших классах, к примеру, может понадобиться больше уроков для изучения логарифмов или тригонометрии. Но сейчас непонятно, на что именно учителя их будут тратить. Пока что кажется, что каждый преподаватель может использовать эти дополнительные уроки как хочет. Учителя очень разные, и есть вероятность, что где-нибудь в поселках детей на эти две недели просто посадят решать задачки. Грубо говоря, ученики могут просто просиживать штаны и не получить никакой пользы. Не каждый учитель так переживает за свой предмет и будет выискивать из программы темы, которым нужно уделить особое внимание. Большинство пойдут по легкому пути, так как нет календарного плана и разделения часов. Любые такие новшества должны иметь под собой четкую аргументацию, с расчетом нагрузки на детей, количества часов на каждого преподавателя и так далее. В этом случае не видно, чтобы была проделана такая работа», – добавила президент Казахской лиги экспертов образования.

Помимо этого, по мнению спикера, новшества напрямую затронули права учителей, так как они вынуждены начинать учебный год хаотично, без понимания, какая у них будет нагрузка. По словам Абишевой, педагоги традиционно распределяют нагрузку на следующий учебный год еще в мае. В департаментах образования им обещали, что никаких изменений в этом году не будет, однако всего за месяц до начала учебного года все резко изменилось, и теперь учителя не знают, какая нагрузка, а соответственно, и зарплата у них будет.

По словам эксперта, другие нововведения этого учебного года, такие как совместные уроки физкультуры для девочек и мальчиков, а также удаление русского языка из программы первоклашек в казахских классах тоже негативно отразятся на учителях. Абишева отметила, что из-за сокращения часов многие учителя останутся без работы. По ее данным, только в Алматы под сокращение попадет не меньше 700 преподавателей, в основном учителя физкультуры. Глава лиги экспертов считает, что сами школы, а также региональные управления образования будут скрывать реальные цифры сокращений от министерства. Однако за каждым из них стоит конкретный учитель, который может остаться без работы, а его семья – без единственного источника дохода.

Руководитель представительства Союза родителей Казахстана в Восточно-Казахстанской области Оксана ЮРКИНА отмечает, что их организация выступает против продления учебного года и сокращения каникул главным образом из-за того, что это решение принимали без согласования и обсуждения с родителями, а также без предоставления открытых данных статистики и исследований, которые обосновывают необходимость такого продления. По словам Оксаны, во всех отделениях Союза родителей по стране собирались подписи против сокращения каникул и направлялись запросы в Министерство просвещения, общественные советы при министерстве, депутатам Мажилиса и даже Президенту. Все эти запросы перенаправлялись в министерство, которое так и не предоставило никаких данных.

«Еще в июле и августе в чаты родителей в ВКО направляли картинку с тем, сколько у нас теперь будет учебных недель. При этом никаких ссылок на нормативно-правовые акты, которые бы это обосновывали, не было. Мы не могли нигде под законопроектом оставить комментарий. В министерстве сейчас ссылаются на исследования Национальной академии образования имени Алтынсарина, в котором якобы проанализировали нагрузку на школьников при обучении. Однако никто из родителей этих исследований не видел. Не было проведено круглых столов, бесед. Никто не попытался нам доходчиво объяснить, что это благо. После многочисленных запросов у меня был телефонный разговор с представителем Минпросвещения, в котором я попросила показать нам исследование и статистику и провести на эту тему круглый стол. В итоге в министерстве снова ограничились отписками, что делают это для блага», – рассказала представительница Союза родителей.

Представитель союза родителей отметила, что их активисты сравнили содержание типовых учебных планов за прошедший год и за этот и обнаружили, что количество уроков у учеников и нагрузка в неделю и месяц практически не изменились. Это не соответствует заявленным министерством целям по снижения такой нагрузки на учеников.

«Фактически у детей забирают положенный им по закону отдых без какого-либо обоснования и согласования с нами — родителями. Вряд ли пара лишних недель в мае сможет каким-то образом улучшить качество знаний в школе. У нас в союзе есть учителя, которые могли бы грамотно разъяснить, что сейчас происходит с учебным процессом. Нужен структурный диалог, которого пока нет. Чтобы представители ведомств, которые принимают такие изменения, открыто выходили, обсуждали эти вопросы», – добавила Оксана ЮРКИНА.

По словам Оксаны, во многих городах Казахстана, как в том же Усть-Каменогорске, к концу лета складывается сложная экологическая обстановка. Дети, постоянно находясь в душных кабинетах без кондиционирования, будут подвергать риску свое здоровье. Многие из них не смогут своевременно отправиться за город в летние лагеря или на выезды в составе спортивных команд. У учеников старших классов останется меньше времени на подготовку к экзаменам и выбор будущего вуза.

Напомним, что 12 августа министр просвещения Асхат Аймагамбетов подписал приказ об увеличении продолжительности учебного года. Продолжительность учебного года в первых классах составит 35 учебных недель, во 2-11-х (12-х) классах — 36 учебных недель.

19 августа также стало известно, что со следующего учебного года почти все школы перейдут на пятидневный формат работы.