Вклад в учеников

В двух школах открылись новые кабинеты робототехники

Это стало возможным благодаря фонду «Казакстан халкына», а также Альберту Рау и Вячеславу Зайцеву.

Максим СУШКО

Фото автора

 

Программа «Болашак инженерлер», созданная республиканским фондом «Казакстан халкына», позволила создать в этом году в 189 школах страны новые кабинеты робототехники. В этом списке значится и два лисаковских учебных заведения. К слову сказать, сначала кабинет робототехники планировался только для школы-лицея, но позже такой подарок от своих выпускников Альберта РАУ и Вячеслава ЗАЙЦЕВА получила и общеобразовательная школа №4. Но обо всем по порядку.

Республиканский фонд «Казакстан халкына» заключил договор с компанией «Арман Инжиниринг», которая в рамках программы фонда «Будущие инженеры» поставила в школы Казахстана наборы робототехники. Они же провели двухнедельные онлайн курсы повышения квалификации «Основы программирования и робототехники» для учителей, которые теперь ведут факультативные занятия для детей.

 

ШКОЛА-ЛИЦЕЙ ЗНАЛА ЗАРАНЕЕ

В школе-лицее робототехникой занимаются два педагога: учитель информатики Наталья Павловна ПАСТУХОВА и учитель математики, педагог кружка «Робототехника» Ерлан Сабитович МАНДЫРБАЕВ. «Мы получили 10 наборов роботов, оформление кабинета и мебель, – рассказала нам Наталья Павловна. – В комплектацию самих роботов входят процессоры, датчики (определения положения, света, инфракрасный, касания, звуковой датчик)». Принцип работы роботов основан на конструкторе Лего, а внутри начинка на базе платформы Ардуино, что позволяет школьникам открыто программировать. Как сказал учитель школы-лицея Виктор ПРАХНАУ, для того, чтобы детям заниматься робототехникой, необходимо иметь знания по радиотехнике и электричеству, поэтому эти новые наборы предназначены больше для детей старше 7 класса, когда они уже немного соприкоснулись с таким предметом, как физика.

Но те, кто робототехникой увлеклись давно и стали за это время призерами различных конкурсов, приходят на кружок в более раннем возрасте. «Для работы на новых конструкторах пока приходят те, кто уже знает основу робототехники, массовые занятия с новичками мы начнем с нового учебного года, – рассказывает Ерлан МАНДЫРБАЕВ. – Вообще по инструкции новые наборы предназначены для детей старше 7 лет, но такие языки программирования как С++ и Скрэтч им пока не знакомы, поэтому хотим начать работать с детьми постарше».

Последняя поставка такого кабинета робототехники с конструкторами Лего была в школе-лицее в 2018 году по линии партии «Нур Отан» (сейчас – «Аманат»). Получение нового кабинета стало возможным благодаря написанной от школы заявке. И если раньше в школе было всего 6 комплектов, то теперь 16.

Вообще ученики школы-лицея робототехникой занимаются седьмой год, постоянно участвуют в конкурсах, занимают призовые места. Последний пример успешного выступления лицеистов на областном уровне – победа в категории «Кегельринг-квадро» Ивана СИВКОВА и Дениса ЗЕЛЕНКОВА в областном этапе республиканского чемпионата «Robotek Grand Tournament», а также первое место в конкурсе «Stem-fest» в категории «РобоКросс» и третье место в категории «Робопенальти» (прошел в г.Рудном, 7 апреля), которые завоевали Антон СОШНИКОВ и Игорь ЛОМОВЦОВ и принесли команде третье общекомандное место (на фото).

Новые кабинеты робототехники – новые возможности для младших школьников. Это и развитие логического, критического и пространственного мышления, и мелкая моторика рук, и новые знания в информатике, математике и физике, и участие в конкурсах, которые сейчас проходят довольно часто. «Робототехника» – это новый современный шаг – для старшеклассников еще и возможность выбрать будущую профессию, связанную с IT-сферой, которая сейчас набирает обороты.

В кружке «Робототехника» дети занимаются по два часа в неделю. В большинстве своем ходят мальчишки, иногда к занятиям проявляют интерес и девочки. Вообще же раздел «Робототехника» сейчас включен в школьную программу по предмету информатика уже с 1 класса – так в Министерстве образования готовят конкурентоспособных личностей с ранних лет. «Ребенок начальных классов может сделать сборку робота, а ученик постарше пишет для него программу, такой хороший тандем получается», – рассказывает Наталья ПАСТУХОВА.

Надо сказать, что первые навыки по робототехнике дети получают еще в детском саду.

Программа позволяет ученикам обучиться программированию, конструированию, мехатронике, электротехнике. Современные конструкторы и программное обеспечение – это инструменты для дальнейшего изучения программирования. Ребенок, который изучает робототехнику, может стать электромехаником, разрабатывать интернет-платформы, летательные аппараты, освоит навыки многих профессий, начиная от инженера до управляющего автоматизированным предприятием. Казалось бы, небольшой кабинет с деталями под Лего и электроникой, но за этим кроется большая перспектива: дети через робототехнику освоят программирование.

На реализацию программы фондом «Казакстан халкына» выделено 673,2 млн тенге, а компанией «Арман Инжиниринг» и Фондом развития инженерного образования – 464,5 млн тенге.

 

ДАР ОТ ВЫПУСКНИКОВ ШКОЛЫ

В общеобразовательную школу №4 кабинет робототехники пришел совершенно неожиданно – такой подарок родному учебному заведению решили сделать его выпускники – Альберт РАУ и Вячеслав ЗАЙЦЕВ, пополнив для этого в равных долях счет республиканского фонда «Казакстан халкына» (оснащение одного кабинета обходится в 3,6 млн тенге). И поставка кабинета с десятью наборами роботов через фонд по программе «Болашак инженерлер» прошла в ОШ №4 вместе с запланированными ранее комплектами для всех 189 казахстанских школ.

«Мы такому подарку, конечно, несказанно рады, у нас был индивидуальный договор, – отметила директор ОШ №4 Евгения ЕЗЕХЕЛЬ. – Сейчас IT-технологии активно развиваются и идут впереди всех профессий, за этим будущее, поэтому такой современный кабинет для наших детей – это возможность развиваться в ногу со временем, получить первоначальные навыки IT-технологий».

В кратчайшие сроки были подписаны соответствующие документы, и кабинет робототехники по договору с фондом «Казакстан халкына» от Альберта РАУ и Вячеслава ЗАЙЦЕВА установлен в 205 кабинете ОШ №4, где по требованию Фонда провели ремонт в соответствующей цифровой гамме. Двухнедельные онлайн курсы повышения квалификации по основам программирования и робототехники прошла в четвертой школе молодой учитель информатики, руководитель кружка «Робототехника» Александра Олеговна МИТРУХОВА. «Открытие нового кабинета дает возможность нашим учащимся развиваться творчески, мыслить шире, создавать новых роботов, а мы, учителя, можем распознать в них скрытые таланты, развить логическое и креативное мышление, – отмечает Александра Олеговна. – Мы благодарны Альберту Павловичу и Вячеславу Михайловичу за такой кабинет».

До того, как такой необходимый подарок пришел в ОШ №4, здесь был кабинет Лего, в котором занимались дети помладше, теперь же на наборах Red X спешат позаниматься дети и среднего звена. «Если раньше были наборы, основанные на конструкторах и только часть деталей были механическими, то в новых наборах есть и Лего, и программирование на базе платформы Ардуино, что их выгодно отличает от предыдущих и позволяет учащимся быть со всеми наравне в конкурсах», – говорит Александра МИТРУХОВА. Кстати, в конце апреля должен состояться городской конкурс по робототехнике, где ученики ОШ №4 намерены принять участие, в прошлых конкурсах ученики уже занимали призовые места. И, надо отметить, что робототехника успешно интегрируется в школьную программу. Например, в ОШ №4 ее внедряют в математику, в биологию, изучая скелет человека, влияние углекислого газа, измеряя влажность воздуха, развитие флоры и фауны. Всего кружок робототехники в четвертой школе посещает 15 детей, у которых заметно повысился интерес к занятиям после поступления новых комплектов роботов. «По робототехнике разработана специальная программа, по ней и проходят занятия, но специальной литературы нет, прошедшие курсы и интерес детей помогают двигаться вперед и побеждать», – подчеркнула Александра МИТРУХОВА.

К слову сказать, первый набор робототехники в городе появился в 2018 году именно в четвертой школе и тоже благодаря Альберту РАУ – тогда Альберт Павлович подарил его родной школе. Мартовский подарок – очередной его презент альма-матер. Новый кабинет Альберт РАУ уже посмотрел – увиденным остался доволен. Довольны дети, довольны и учителя.

Остальным школам остается завидовать школе-лицею и ОШ №4 и ждать, когда и в их кабинетах будет праздник современного веяния.