«Повышайте, но услышьте и нас!»

Об этом просили жители п.Октябрьского перевозчика по маршруту «Лисаковск – Октярьский», заявившего о необходимости увеличения стоимости проезда

Максим СУШКО

Фото автора

 

Тема повышения стоимости проезда по маршруту «Лисаковск – Октябрьский» или приостановки маршрута обсуждалась активно всю прошлую неделю. Бурно прошла встреча и в п.Октябрьском. Думаю, что она собрала бы еще больше людей, если бы власти провели ее в нерабочее время, в выходной или вечером, но нет – ее, как и все ежеквартальные встречи населения с акимом,  тоже назначили в будни и в рабочее время: когда основная масса жителей на работе.

Сам аким города Абай ИБРАЕВ, как было заявлено в анонсе схода, на встрече почему-то не был – приехал его заместитель Ерлан КАЗИЕВ. Также в ДК «Россия» присутствовали председатель Общественного совета Игорь НЕЯВКО, председатель городского маслихатаКульзада МУХАМАДИЕВАи депутат городского маслихата Александр СЕНЧЕВ. Пришли, конечно, и жители поселка – кто смог.

Диалог открыл аким п.Октябрьского. Ерлан БЕКТАНОВ лишь передал слово Ерлану КАЗИЕВУ:«Мы не хотим повышать тариф, но ситуация такая, что перевозчик требует».

Затем выступил представитель перевозчика, работающий на этом маршруте с 2001 года – заместитель директора ТОО «Лисаков Транс Авто». Сергей БИРВАГЕН еще раз донес до жителей информацию о вынужденной мере – повышении стоимости проезда. «Выросла стоимость ГСМ, запчастей», – сказал перевозчик. Запросы перевозчика такие: «Лисаковск – Октябрьский» – 200 тенге, по городу и по поселку –130 тенге (заметьте: на дачном автобусе по городу проезд – 100 тенге – ред.), до промзоны – 170 тенге. «Стоимость проезда не повышалась два года», – уточнил Сергей Федорович.– Если мы сейчас не повысим, то отработаем по договору и поставим технику на консервацию».

О доводах перевозчика мы писали в прошлом номере газеты. Остановимся на том, о чем говорили жители поселка.

Когда Сергей БИРВАГЕН сообщил жителям, что зарплата у водителей 280 тысяч тенге, жители поинтересовались, на сколько процентов еще хотят увеличить и без того не маленькую зарплату? «Мы можем даже не повышать зарплату, но для понятия стоимости проезда хватает роста стоимости ГСМ и запчастей», – сказал Сергей БИРВАГЕН.

Жаловались люди, что раньше было три автобуса, сейчас два. Это перевозчик признал: раньше было 24 маршрута, а с 2021 года – 18. «Нам не одобрили повышение до 170 тенге, поэтому мы сократили число рейсов», – пояснил Сергей БИРВАГЕН.

Но жалобы не прекращались: «Сделайте все маршруты через ул.Целинную, мы, пенсионеры, вынуждены идти с больными ногами из центра поселка, ждем на остановках долго автобус. А вы еще удивляетесь, почему мы едем на попутках! Так они нас везут до ул.Целинной, оттуда и забирают до города. Поликлинику в поселке тоже решили строить в начале ул.Алма-Атинской, давайте еще возле кладбища ее построим, никто о нас не думает»!» Как говорится, отсутствие сервиса у перевозчика, порождает снижение у него же пассажиропотока. «Если пускать маршруты по ул.Целинной, это дополнительные затраты, нам их надо компенсировать, пассажиропотока не хватает, а нам надо и страховку платить», – сказал перевозчик.Сейчас из 18 маршрутов по ул.Целинной проходит 7, когда было 24 рейса, то было 9.«Если добавлять маршруты по ул.Целинной, надо менять расписание, потому что время дополнительное надо, – пояснил Сергей БИРВАГЕН. – Это и дополнительные расходы».

Прозвучал ряд предложений: «Пустите в часы наименьшей нагрузки маленькие автобусы, а утром и вечером в часы пик – большие», «Уберите контролера, можно водителю деньги отдавать. Сделайте так! Хватит о себе только думать, о людях наконец-то подумайте! Все для вас, а для нас что? Когда это кончится!? А вам 280 тысяч тенге зарплата маленькая! Жирно живете!» «Мы в город вынуждены ехать, ездим в Костанай, возвращаемся из больницы, а последний рейс уже ушел, вызываем такси, а это 1500 тенге!» – возмущались жители.

Сергей БИРВАГЕН сказал, если менять маршрут, то надо менять устоявшееся расписание, но это, как сказали жители, не проблема. Пообещал перевозчикрассмотреть это предложение.

Акимат города сейчас активно начнет работу по включению маршрута в социально-значимый, чтобы перевозчику субсидировать убытки.

Был вопрос по качеству дорог по маршруту: «От поселка до города ужасное состояние проезжей части, как минимум 10 ям, приходится тормозить, объезжать, это тоже временные затраты, приходит в упадок транспорт от таких дорог, портят рессоры, резину, это же тоже убытки, а за содержание дорог люди деньги получают, – заявил мужчина из зала.– Вы что, ждете,чтобы кто-то на этой дороге погиб?»Ерлан КАЗИЕВ ответил: «Конкурсы по ремонту дороги объявлены, выделено более 25 млн тенге, как только будет определен победитель, сразу приступят к работе, постараемся как можно раньше завершить, к осени. Объявить конкурсы раньше не представлялось возможным, потому что был распущен маслихат».

«Автобусы маленькие, молодежь садится, места занимает, а взрослые, пенсионеры вынуждены стоять. Надо большие автобусы запускать на рейсы в часы пик», – снова просили жители.

Сетовали октябрьцы на качество ремонта ул.Целинной: «Постелили такой слой, как корпешки, контроля со стороны акимата нет».Ерлан БЕКТАНОВ согласился, что подрядчик попался недобросовестный, в 2023 году обещают переделывать.

Просили жители добавить рейсы вечером, но Сергей БИРВАГЕН отметил, что на 10 дней рейс запускали, опыт показал – рейс нецелесообразен, пассажиров мало. Но женщина настаивала, что рейс вечером еще один нужен. Сергей БИРВАГЕН обещал изучить при субсидировании маршрута из городского бюджета. Кстати, стоимость  маленьких автобусов, по словам перевозчика, которые сейчас на маршруте, 34 млн тенге.

Озвучил Сергей Федорович, что при условии повышения стоимости проезда, будут стараться внедрить систему оплаты через посттерминалы.

Председатель маслихата Кульзада МУХАМАДИЕВА тоже выступила на встрече: «Вы, Сергей Федорович, не слышите жителей, они Вам предлагают хорошие предложения, а Вы продолжаете диктовать свои условия. Вам в акимате давно предлагают субсидировать маршрут, Вы тогда не соглашались, а сейчас ставите жителей перед фактом: или повысим стоимость проезда, или закроем маршрут. Так нельзя! Если даем согласие на повышение, то войдите в положение жителей поселка, и жители тоже могут ставить свои условия: покупайте новые автобусы, пересматривайте график, маршрут, идите навстречу жителям».

Был на встрече противник сокращения кондукторов, потому что у него жена работает кондуктором. Перевозчик с покупкой новых автобусов не согласился, поскольку автобусы, которые сейчас на маршруте, выпущены в 2019 году, они еще амортизацию не прошли.

Жители жаловались на водителей, которые во время движения постоянно «сидят» в телефоне, они не воспитанные, не чувствуют ответственности: «Везет же 67 человек, не должен он по телефону переписываться и общаться», – сказала женщина. С таким фактом Сергей БИРВАГЕН намерен разобраться и сказал, что бывает и пассажиры грубят водителям, и в туалет могут сходить в салоне автобуса… «Если видите нарушения, сообщайте, присылайте фото, видео подтверждение, будем разбираться», – призвал Сергей Федорович.

Ерлан КАЗИЕВ пообещал вести переговоры с перевозчиком, сделать хронометраж, чтобы постараться изменить график и маршрут движения автобуса №30.

Жители согласились с повышением стоимости проезда, но просили услышать их просьбы. О дате, с которой будет действовать новая цена, будет сообщено дополнительно – после утверждения на общественном совете и в маслихате.