Социум
19 мая состоялось заседание трехсторонней комиссии по социальному партнерству и регулированию социально-трудовых отношений
На нем речь шла о мерах по социальной поддержке граждан из средств республиканского бюджета и Фонда социального страхования.
Олег ПОЛИВОДА
Фото из интернета
СОЦИАЛЬНАЯ ЗАЩИТА
Сначала с докладом выступила руководитель отдела пенсионного и социального обеспечения Департамента Комитета труда и социальной защиты и миграции по Костанайской области Армангуль АБДЫКАДЫРОВА.
Она отметила, что всего Департаментом назначается 34 вида социальных выплат, основные из которых – пенсионная выплата по возрасту, базовая пенсионная выплата, пособия по инвалидности и потере кормильца, 15 видов специальных государственных пособий, 7 видов выплат для семей, имеющих детей.
По состоянию на 1 мая текущего года по области 180 тыс. получателей различных видов выплат, в том числе 133,4 тыс. пенсионеров. По городу Лисаковску — 9 тыс. получателей, из них 6 878 пенсионеров.
«Все свои социальные обязательства государством исполняются в полном объеме. Только по Костанайской области за 2021 год выплачено пенсий и пособий на сумму 202 млрд 297 млн тенге. За 4 месяца текущего года – на сумму 49 млрд 524 млн тенге», – заявила Армангуль АБДЫКАДЫРОВА.
В рамках «Цифрового Казахстана» в целях упрощения получения гражданами государственных услуг предусмотрена возможность назначения пособий по рождению и по уходу за ребенком, пособий по инвалидности и потере кормильца, пособий многодетным матерям и многодетным семьям, пенсионной выплаты по возрасту, базовые пенсии, пособия воспитывающему ребенка-инвалида в проактивном формате без участия услугополучателя, когда все необходимые сведения для оказания услуги берутся из базы данных госорганов.
Такой формат позволяет получать услуги практически из любой точки страны и в любое время. Для этого важно быть зарегистрированным в базе мобильных граждан и ответить на первое сообщение в течение 3-х дней. При этом исключается необходимость обращения граждан в государственные органы за получением услуги. Процесс инициирует государство.
Так, за 2021 год в проактивном формате оказано 5 870 услуг без обращения граждан, за 4 месяца нынешнего года – 2 099.
С 2018 года введена композитная услуга по назначению пенсии по возрасту, базовой пенсии и пенсионных выплат из ЕНПФ, то есть услугополучатели, достигшие пенсионного возраста, представляют одно заявление на все 3 услуги, при этом выплаты производятся на один счет и в один день. После назначения базовой пенсии четвертая государственная услуга по выплате государственной гарантии по сохранности обязательных пенсионных выплат оказывается в проактивном формате.
C 2016 года отделами Министерства труда и социальной защиты населения департамента оказывается композитная услуга при первичном установлении инвалидности: прием заявлений на назначение государственного пособия по инвалидности, пособия родителям (опекунам), воспитывающим детей-инвалидов, а с июля 2018 года – на назначение пособия по уходу за инвалидом I группы.
Так, за 2021 год отделами МСЭ было принято 305 заявлений в рамках композитной услуги, за 4 месяца текущего года – 103.
С 2017 года на портале электронного правительства введена композитная услуга «Рождение ребенка», которая позволила с одной страницы получить три услуги: присвоить ИИН ребенку с подачей заявления на получение свидетельства о рождении, получить единовременное пособие на рождение ребенка и определить его в детский сад. С 2018 года имеется возможность получить данную услугу в проактивном формате.
С октября 2021 года у граждан появилась возможность получать услуги по назначению пособия на рождение ребенка и по уходу до 1 года через мобильные приложения банков второго уровня Kaspi bank и Халык банк. Такой возможностью с текущем году воспользовались 452 женщины. Удобство в получении государственных услуг через мобильные приложения заключается в отсутствии необходимости использования отдельных ЭЦП-ключей и ввода дополнительной информации.
Все социальные выплаты из республиканского бюджета ежегодно индексируются с учетом уровня инфляции.
С 1 января 2022 года была произведена ежегодная индексация, при этом пенсионные выплаты по возрасту и за выслугу были повышены на 7% (с опережением уровня инфляции на 2%).
Размеры базовой пенсии и всех государственных пособий были повышены на 5% в связи с увеличением величины прожиточного минимума и месячного расчетного показателя.
В связи с пересмотром коридора инфляции на 2022 год до 8-10% (ранее прогноз по инфляции составлял 4-6%) с 1 апреля этого года размеры пенсии и всех пособий повышены еще на 4 %, что в совокупности обеспечило рост пенсий на 11%, рост базовой пенсии и пособий – на 9% по сравнению с 2021 годом. (В июне пенсионеры получат повышенную пенсию плюс добавку за апрель и май. В июле пенсия будет меньше, чем вы получите в июне за счет того, что не будет доплат за апрель и май. Учтите это – ред.)
При этом средний совокупный размер пенсии (солидарная + базовая) составит 109 346 тенге, с учетом накопительной пенсии (солидарная + базовая + накопительная) – 138 616 тенге. У участников накопительной пенсионной системы средний размер пенсии выше порядка на 30 тыс. тенге.
Для этих целей в проекте бюджета с 1 апреля текущего года для усиления социальной поддержки граждан выделено дополнительно 185 млрд тенге. В итоге общий объем расходов на социальное обеспечение и поддержку занятости граждан превысил 4,4 трлн тенге – или почти четверть (25%) расходов республиканского бюджета.
«Для социальной поддержки граждан нашей области дополнительно предусмотрено порядка 8,1 млрд тенге, а общий объем расходов на социальное обеспечение составит 218 млрд тенге», – сказала Армангуль АБДЫКАДЫРОВА.
Размеры государственных пособий семьям, имеющим детей, устанавливаются в зависимости от величины прожиточного минимума и месячного расчетного показателя. С начала текущего года все размеры государственных пособий были проиндексированы на 5%.
Учитывая предлагаемый коридор инфляции 8-10%, после повышения с 1 апреля размер МРП составил 3 180 тенге, величина ПМ – 37 389 тенге.
Получателями данного вида пособия по области являются 7 284 многодетных семей, по городу Лисаковску – 141.
Также при рождении ребенка семье выплачивается два вида пособия в зависимости от очередности ребенка. Семьям, в которой родился первый, второй и третий ребенок, выплачивается единовременное пособие на рождение ребенка, размер которого до 1 апреля составлял 116 394 тенге, с 1 апреля – 120 840 тенге. Единовременное пособие на рождение 4-го и более детей с 1 апреля составляет 200 340 тенге (на 16 569 тенге больше размера пособия, выплачиваемого в прошлом году – 183 771 тенге).
Семье, воспитывающей ребенка-инвалида, ежемесячно выплачивается пособие, размер которого с 1 апреля составил 52 345 тенге, что на 4 322 тенге больше размера пособия, полученного в прошлом году (48 023 тенге). Данное повышение затронуло 3 тыс. семей, имеющих детей-инвалидов, по городу Лисаковску – 109.
Выплаты в повышенных размерах будут производиться с июня месяца с учетом суммы разницы за апрель-май.
За последние годы государством планомерно принимаются меры по повышению размеров социальных выплат населению, вводу новых видов выплат.
Так, с 1 июля 2018 года было введено государственное пособие для лиц, осуществляющих уход за совершеннолетними инвалидами 1 группы с детства.
С 24 октября 2021 года введено пособие по уходу за другими инвалидами 1 группы не зависимо от причины инвалидности в размере 1,4 прожиточного минимума (с 1 апреля – 52 тыс. 345 тенге).
На сегодняшний день по области получателями данного вида пособия являются 2 131 человек, по городу Лисаковску – 96.
Также с 24 октября 2021 года предусмотрено право на одновременное получение детьми пособия по инвалидности и пособия по случаю потери кормильца, что позволило повысить уровень доходов семей, потерявших кормильца и имеющих в составе детей с инвалидностью.
До принятия закона дети с инвалидностью получали либо пособие по инвалидности, либо пособие по потере кормильца (по выбору только одно пособие). Конечно, основной выбор был в пользу получения пособия по инвалидности, так как его размер выше.
Порядка 177 детей по области, получающих пособия по инвалидности, не имеют одного или обоих родителей, теперь они одновременно получают пособие по потере кормильца.
Такое же право на одновременное получение пособия имеют инвалиды с детства, то есть лица старше 18-ти лет. Порядка 300 инвалидов с детства воспользовались таким правом и получают одновременно 2 пособия.
Также внесены изменения в пенсионное законодательство – если раньше в стаж учитывался период ухода за ребенком-инвалидом до 16 лет, теперь учитывается время ухода за ребенком-инвалидом в возрасте до 18 лет.
Армангуль Абдыкадыровой задали вопрос: за граждан России, которые работают в Казахстане, тоже делаются отчисления в пенсионный фонд. Как они смогут забрать эти деньги, если соберутся уехать на Родину?
«Так же, как и люди, которые из Казахстана переезжают в другую страну и принимают другое гражданство», – ответила она.
Также на заседании трехсторонней комиссии выступила директор филиала АО Государственный фонд социального страхования по Костанайской области Наталья ЮДИНА.
Она напомнила, что с 1 января 2005 года в Республике Казахстан введено обязательное социальное страхование, являющееся дополнительным формой социальной защиты работающих граждан при наступлении социальных рисков. Ее принципиальное отличие от других видов страхования состоит в том, что она предоставляет защиту от материальной необеспеченности и построена по принципу социальной справедливости.
Система обязательного социального страхования предусматривает защиту на случаи наступления 6-ти социальных рисков:
1) утраты трудоспособности;
2) потере кормильца;
3) потере работы;
4) потере дохода в связи с беременностью и родами,
5) потере дохода в связи с усыновлением (удочерением) новорожденного ребенка;
6) потере дохода в связи с уходом за ребенком по достижении им возраста одного года.
Уплату социальных отчислений осуществляют работодатели за счет своих средств в размере 3,5% от дохода работника. Индивидуальные предприниматели и лица, занимающиеся частной практикой, уплачивают социальные отчисления в свою пользу самостоятельно также в размере 3,5% от получаемого дохода.
При возникновении социальных рисков работающий гражданин, а также члены семьи в случае его смерти вправе рассчитывать на социальные выплаты из ГФСС. Размер выплаты напрямую зависит от тех доходов, с которых уплачивались социальные отчисления в ГФСС, а также от продолжительности их уплаты. Таким образом, при наступлении определенных социальных рисков работающие граждане имеют преимущество перед неработающими, получая государственные пособия из бюджета и социальную выплату из ГФСС.
Сегодня обязательным социальным страхованием охвачено порядка 6,6 млн человек. По области количество участников составляет порядка 280 тыс. человек.
Общая сумма социальных выплат с 2005 по 2021 годы составила 2,4 трлн тенге. В 2021 году выплаты получили более 1,1 млн человек на сумму почти 340 млрд тенге. По области выплату получили 36 689 человек на сумму порядка 10 млрд тенге.
Для того, чтобы такие долгосрочные выплаты – по утрате трудоспособности и потере кормильца – не обесценивались по причине инфляции, в этом году размер этих выплат повышен на 9%. Первый раз на 5% с 1 января 2022 года и второй раз – на 4% с 1 апреля текущего года.
Коме того, в связи с увеличением размера МРП с 1 апреля 2022 года 244 тыс. получателям по Казахстану, в том числе 5 тыс. получателям по области повышены размеры социальной выплаты по уходу за ребенком до 1 года, назначенные на минимальном уровне.
Размер такой выплаты в месяц теперь составляет: на 1 ребенка – 18 317 тенге, на 2 детей – 21 656 тенге, на 3 детей – 24 963 тенге, на 4-го и более детей – 28 302 тенге.
У работающих женщин размер выплаты превышает примерно на 18 тыс. тенге в месяц.
Также этим получателям будут ежемесячно дополнительно перечисляться 10% обязательных пенсионных взносов в Единый накопительный пенсионный фонд.
Повышенные с 1 апреля суммы социальных выплат участники системы обязательного социального страхования получат в июне текущего года за апрель, май и июнь.
За назначением социальных выплат можно обратиться в отделения ЦОНа, при наличии электронно-цифровой подписи – через портал электронного правительства или мобильные приложения банков второго уровня.
«Обязательное социальное страхование, являясь дополнительной формой социальной защиты работающих граждан при наступлении социальных рисков, призвано усилить трудовую мотивацию и заинтересованность граждан в формальной занятости», – подчеркнула Наталья ЮДИНА.
КВОТА ДЛЯ ОТДЕЛЬНЫХ КАТЕГОРИЙ ГРАЖДАН
На заседании рассматривался еще один вопрос: выполнение квоты создания рабочих мест для отдельных категорий граждан на предприятиях города.
Руководитель отдела занятости и социальных программ Нуржамал ЖОРТЫМБАЕВА отметила, что в декабре 2021 года приняты два постановления акимата города: «Об установлении квоты рабочих мест для трудоустройства лиц, освобожденных из мест лишения свободы на 2022 год» (ТОО «Лисаковскрудстрой» – 1 рабочее место, ГКП ПХО «Лисаковскгоркоммунэнерго» – 1 рабочее место) и «Об установлении квоты рабочих мест для трудоустройства лиц, состоящих на учете службы пробации на 2022 год» (ТОО «Уста плюс» – 1 рабочее место, ГКП ПХО «Лисаковскгоркоммунэнерго» – 1 рабочее место).
С начала 2022 года в Центр занятости отдела занятости и социальных программ города Лисаковска обратилось 5 человек, состоящих на учете пробации, но в дальнейшем они отказались от трудоустройства. Из числа лиц, освободившихся из мест лишения свободы, обратился 1 человек, от содействия в трудоустройстве отказался. На сегодняшний день квота не исполнена и необходимо при трудоустройстве данных граждан содействие, участие сотрудников отдела пробации.
Кроме того, 30 ноября 2021 акиматом города Лисаковска принято постановление «Об установлении квоты рабочих мест для инвалидов по городу Лисаковску на 2022 год», предприятиям направлены письма о необходимости его выполнения.
Квота для лиц с инвалидностью установлена на 27 организаций в количестве 46 рабочих мест. Размер квоты определен исходя из списочной численности работников на предприятии без учета рабочих мест с тяжелыми, вредными и опасными условиями труда: от 50 до 100 человек – 2%, от 101 до 250 человек – 3%, свыше 251 человека – 4%.
По состоянию на 19 мая этого года по городу Лисаковску исполнили данную квоту 7 организаций, создано 7 рабочих мест из 46, то есть всего 15%, хотя работодатели в течение 6 месяцев со дня введения квоты должны предоставить рабочие места для трудоустройства инвалидов.
Нуржамал ЖОРТЫМБАЕВА напомнила: в Кодексе Республики Казахстан «Об административных правонарушениях» за невыполнение установленной квоты рабочих мест для инвалидов, лиц, состоящих на учете службы пробации, а также лиц, освобожденных из мест лишения свободы, предусмотрено наказание: сначала предупреждение, а за бездействие, совершенное повторно в течение года после наложения административного взыскания, – штраф на должностных лиц.
«На основании вышеизложенного, просим взять данный вопрос на особый контроль и принять соответствующие меры по трудоустройству отдельных социально-уязвимых категорий граждан в соответствии с установленной квотой на текущий год», – сказала она.
Но директор четвертой школы Евгения ЕЗЕХЕЛЬ поинтересовалась: как быть, если в школе нет ни одной свободной вакансии? Кого-то увольнять, чтобы принять инвалида? Или создавать новое рабочее место? Но руководители государственных учреждений не имеют на это права.
«Думаю, в этом случает наказания быть не должно», – ответила заместитель акима города Гульмира ЖАРЫЛКАСЫМОВА.
Тут же прозвучала и другая информация: в одну из школ приняли инвалида, а он появляется на работе через день. И как теперь быть?
«Если он инвалид, то это вовсе не значит, что ему везде «зеленый свет». Он должен выполнять свои обязанности. Если же не выполняет, то и не должен работать», – пояснила Гульмира ЖАРЫЛКАСЫМОВА.