Корреспондент газеты рассказывает о своей поездке в соседнюю страну
Олег ПОЛИВОДА
Фото из интернета
С начала пандемии я не был в России! Да и как ты туда уедешь, если жизнь наша – как в песне Высоцкого: «Автобусы не ходят, метро закрыто, в такси не содят». Нынче вернулись добрые советские времена: летайте самолетами Аэрофлота! Но и здесь невольно вспоминается все тот же Высоцкий: где деньги, Зин?
Автобусы в Челябинск и Екатеринбург действительно отменили, но в такси (то бишь, в микроавтобус) посадить могут, если признают вас платежеспособным. А цены нынче кусаются: если в доковидные времена цена билета на автобус «Костанай – Екатеринбург» была меньше 6 тыс. тенге, то теперь поездка на микроавтобусе обойдется вам в 3 с лишним тысячи рублей. А прибавьте сюда еще стоимость ПЦР-теста (примерно 7 тыс. тенге), без которого вас через границу не пустят!..
У меня такое ощущение, что истерию с коронавирусом устроили только лишь для того, чтобы выкачать из населения деньги и тем самым, возможно, предотвратить очередной экономический кризис. Хотя наверняка утверждать не берусь – я не политик и не экономист.
При этом и ехать чаще всего надо с пересадками: один микроавтобус везет пассажиров до казахстанской таможни, а там рысцой – и не стонать! А за российской таможней ждет уже другой микроавтобус.
И это еще надо сказать спасибо российским и казахстанским водителям, которые нашли возможность обойти ограничения: скооперировались и создали нечто вроде водительской ассоциации.
Впрочем, если повезет, то уехать можно и без пересадок. Один раз в месяц водителей пропускают через казахстанско-российскую границу.
Мне повезло: в программе inDriver нашел транспорт, который напрямую ехал из Лисаковска в Екатеринбург. За 3 500 рублей, что по нынешним временам вполне по-божески. Особенно в том случае, когда у вас есть взрослые дети, способные оплатить эту поездку.
Да и везут, как правило, от адреса до адреса.
Но тут возникла одна проблема: Россия сократила действие ПЦР-теста с 72 до 48 часов. И это мы еще, наверное, должны поблагодарить российское правительство за то, что срок исчисления начинается не с момента сдачи теста, а с момента получения результата!
Выехать из Лисаковска я должен был в среду утром. Вот и возник у меня вопрос: когда сдавать тест? В понедельник? Но мой тест может уже «устареть». Во вторник? Но я могу и не успеть получить результат.
Я позвонил своему водителю и спросил, как лучше поступить.
«Сдавайте в понедельник, – посоветовал он. – Мы успеваем! Но даже если и опоздаем немного, то я не думаю, что на границе станут придираться!»
Казахстанскую границу прошли мы так же легко, как и в доковидные времена: санитарных врачей здесь не было. Представителя санитарной службы я увидел лишь тогда, когда возвращался обратно. Девушка спрашивала ПЦР-тесты и паспорта вакцинации. Тест я в России не делал, а потому показал только паспорт. Этого было достаточно.
А вот на российской была большая очередь: цены ценами, а ехать-то людям все равно надо! Пришлось мне показать ксерокопии паспорта и свидетельства о рождении сына – пересекать границу на автотранспорте разрешается только тем, у кого в России есть близкие родственники: супруги, дети, родители, внуки, бабушки или дедушки, братья и сестры. А если на самолете, то тут почему-то и родственники не требуются!
Меня еще и проверили, задав уточняющий вопрос: «Назовите день рождения сына!»
К слову, на обратной дороге здесь же женщине (а была она то ли россиянкой, то ли еще только оформляла российское гражданство) тоже устроили допрос: «К кому едете?» — «К дочери» — «Покажите документы дочери» — «Но у меня костанайская прописка!» — «Прописка нас не интересует! Покажите документы дочери!»
Женщина что-то долго искала в своей сумочке. Не знаю, нашла ли? И пропустили ли ее через границу? Она была не из нашего автомобиля.
Но вернемся к истокам, так сказать. Российские пограничники меня все-таки пропустили в Россию. Да и как не пропустить, когда я вез с собой целую папку документов!
А потом было еще окошко с надписью «Роспотребнадзор». Здесь требовалось заполнить небольшую анкету: фамилия, имя и отчество, номер телефона, адрес пребывания в России. Был еще вопрос: «Пользуетесь ли вы приложением «Путешествуй без КОВИД?» Немного посомневавшись, я подчеркнул слово «нет». Приложение на моем телефоне есть, но я им действительно не пользуюсь.
Эта анкета нужна, наверное, для того, чтобы представители «Роспотребнадзора» в случае необходимости могли отыскать иностранцев в России. Но какая такая необходимость? Да и кто мешал мне написать неправильный адрес и вымышленный номер телефона?
Я вообще сомневаюсь, что эти анкеты кто-нибудь читает. Слишком толстая получится «книга», чтобы ее читать. К тому же еще и не самая интересная.
Но девушка из «Роспотребнадзора» была очень вежливой. И пожилым людям предлагала: «Давайте, я сама заполню вашу анкету!»
Но спрашивала она и ПЦР-тесты. Возле окошка толпились люди, а потому свой тест я показал быстро и издалека. Вряд ли с такого расстояния можно было разглядеть дату. Но сошло и так.
Народ устал от ограничений! Одни только политики упорно продолжают играть в эти игры!
Теперь несколько слов о российских QR-кодах, без которых, как пишут, никуда не пускают. В продуктовых магазинах они не требуются, а по супермаркетам Екатеринбурга я особенно и не ходил. Зашел, правда, в книжный магазин «Читай-город», на входе которого висело предупреждение, что нужен QR-код. Мы зашли, оглядываясь, но нас никто не остановил. QR-код спросили только на кассе, где нужно было заплатить за книгу. Но его показал лишь россиянин, который был вместе со мной.
Но еще побывал я на «Фестивале мастеров», где уже QR-код спросили и у меня. Я показал на телефоне свой паспорт вакцинации и, увидев удивление на лице проверяющего, пояснил: «Это казахстанский паспорт!»
И меня пропустили без всяких вопросов.
Интересный этот фестиваль! Сюда съехались мастера со всей России, начиная от Москвы – и далее везде. Игрушки, бижутерия, чугунное литье, небольшие статуэтки из мрамора… Всего и не перескажешь, тем более что этот эти поделки мастеров размещены на двух этажах! А сами мастера, стоящие за прилавками, постоянно улыбаются покупателям!
Вы наверняка уже поняли: если я заметил улыбки, то эти продавцы были без защитных масок. В автобусах, кстати, многие пассажиры тоже ездят без масок. И ни разу не слышал, чтобы кто-то высказал им претензии. Так что еще раз вынужден повторить: народ устал от ограничений! А заодно в очередной раз произнесу фразу Салтыкова-Щедрина: «Строгость законов российских компенсируется необязательностью их исполнения».
Обратно я ехал уже с пересадкой: на микроавтобусе до Челябинска, а там пересел в легковой автомобиль – и прямиком в Лисаковск. Причем, казахстанский водитель, к которому я обратился через inDriver, сам же и забронировал мне место в микроавтобусе. У них организовано все четко!
Но зато границу не пришлось пересекать пешком. Но как же грустно было смотреть на людей, которые вереницей и с сумками тянулись от российской таможни до казахстанской! А путь там не самый близкий, между прочим – километра полтора! И зачем нужно так издеваться над людьми?..
Я все это рассказываю только потому, что многие задаются вопросом: а сложно ли пересечь российскую границу в наши непростые времена?
Вот я и отвечаю: больших проблем нет. Но как же это стало дорого, черт возьми!