31 мая – День памяти жертв политических репрессий и голода
В конференц-зале городского акимата прошло заседание «круглого стола», на котором и шла речь о трагедии казахского да и всего советского народа
Олег ПОЛИВОДА
Фото из интернета
Массовые репрессии начались сразу после Октябрьской революции 1917 года и закончились лишь в 1953 году после смерти Сталина. Но их пик пришелся на 1937-1938 годы. За все это время только в Казахстане было арестовано около 100 тысяч человек, из них 25 тысяч расстреляны. Более 5 миллиона человек были насильно депортированы в Казахстан, более 1 миллиона его покинули.
Первым на заседании выступил начальник отдела научно-исследовательской и редакционно-издательской работы, подполковник полиции Болат АЛПЕИСОВ. Тема его доклада – «Алаш-Орда» как основа формирования современного Казахстана». Многие члены партии «Алаш» – а это были представители казахской интеллигенции – репрессированы.
В настоящее время в Костанайской области да и во всем Казахстане ведется работа по выявлению и реабилитации всех репрессированных. И это касается, в первую очередь, людей, которые были депортированы в Казахстан. Об этом рассказал член рабочей группы по неоправданным жертвам насильственно депортированных в Казахстан народов и спецпереселенцев по Костанайской области Алибек ТАБУЛДЕНОВ.
По его словам, 10 народов подверглось тотальной депортации в Казахстан, еще 48 – частичной. Среди них немцы, корейцы, поляки, чеченцы, ингуши, кабардинцы, балкарцы, греки, азербайджанцы, турки, ассирийцы, армяне, иранцы…
Работа по реабилитации всех репрессированных предстоит большая – даже не на годы, а на десятилетия. Надо изучить огромное количество личных дел, которые хранятся в архивах, в МВД, в прокуратуре, в КНБ, в судах… Все эти дела теперь рассекречены.
Также на заседании педагог Лисаковского технического колледжа Галия ЖУМАТАЕВА рассказала об одной казахской семье, которая удочерила девочку-немку, чьи родители были репрессированы. «Отец моей свекрови Клары Маханбетовой — Ағайдар Маханбетов в 1953 г. принял в свой дом нового члена семьи – девочку немецкого происхождения, которой дали имя Раушан. Семью ее родителей депортировали из Нижнего Новгорода в 1941 году, позже отца расстреляли, мать пропала (обстоятельства неизвестны), была старшая сестра, но следы затерялись. О том, кем были родители и другие факты, неизвестны. Единственное, что удалось выяснить, это фамилию Раушан – Шефнер, – рассказала Галия ЖУМАТАЕВА. – Сам Ағайдар Маханбетов был бездетным и вместе с женой еще до появления в семье Раушан удочерил в 1938 году Клару – мать моего мужа. Ее отца. По рассказам старших забрали ночью в 1937 году, пропал без вести. Тяжелые предвоенные и послевоенные годы не помешали воспитанию, родители относились к ней как к родной и старался обеспечить ей хорошее детство».
Как рассказала педагог колледжа, бабушка Клара умерла в 2018 г., последние годы жизни все чаще корила себя, что не искала родную мать. А Раушан живет в Кокшетау, работала школах Торгайской области учителем математики, она закончила Аркалыкский пединститут (первый выпуск), последние лет 20 перед пенсией была директором школы в Кокчетау. И несмотря на разные сложные перепития судьбы, мы общаемся как одна большая семья. «Пусть кровных связей между нами нет, у нас есть нечто большее – это связь духовная. С расстояния прошедших лет, мы продолжаем осмысливать и вникать в глубинную суть произошедшего. Мы один народ и боль у нас одна», – подчеркнула Галия ЖУМАТАЕВА.
«Круглый стол» был организован общественным фондом «Sanaly urpag – 2050» по государственному социальному заказу ГУ «Отдел внутренней политики акимата города Лисаковска».